Alt Text!
Київська Академічна Майстерня Театрального Мистецтва
Alt Text!
м. Київ. вул. Ярославів Вал 14-б

Юбилей три в одном

29 Квітня 2014

Внушительная дата делится на три составных: 100-летия здания, где помещается “Сузір’я”, 20-летие самой мастерской и дня рождения ее бессменного руководителя, народного артиста Украины Алексея Кужельного.
«Великие совпадения в жизни посылают нам знаки, которые заставляют глубоко задуматься о смысле жизни и собственном предназначении, – философствует Алексей Кужельный. – Мы не знаем точных дат окончания постройки здания, подписания приказа об открытии театра и его первого спектакля, поэтому в этот юбилейный год мы имеем право праздновать каждый день, ощущая радостные мгновения и складывая их в копилку любви и доброты. Именно в этом – основное призвание театра».
Специфическая творческая направленность “Сузір’я” как мастерской театрального искусства была выбрана изначально?
Наш театр – ангажементный, и его суть в том, чтобы не только дать друг другу радость человеческого общения, но и поделиться опытом. За двадцать лет творческой биографии через него прошло 250 актеров, режиссеров, композиторов, художников… Да впрочем, и само название указывает на то, что у нас присутствует дух сотворчества, сопереживания, сообщества… Представители всех театров сотрудничают с нами. Именно здесь каждый талантливый человек имеет возможность раскрыть свой потенциал, обрести новое творческое лицо, найти единомышленников по сцене. Мы приветствуем любые талантливые идеи и замыслы. Так, например, в спектакле “Оскар-богу” партнером известной драматической актрисы Валерии Чайковской стал недавний выпускник театрального института Станислав Галапатюк. Вот это и есть школа передачи опыта. А из последних премьер приятно удивила режиссерская работа артиста театра им. Ивана Франка Тараса Жирко. Спектакль называется “Ассо и Пиаф”. Автор пьесы А. Миколайчук-Низовец затронул тему первых творческих шагов великой певицы Франции. И я считаю, что Жирко с ней блестяще справился. А несколько лет назад премию “Пектораль” получил спектакль “Золушка”, поставленный силами сотрудников театра, уже имеющими сценический опыт. Но главное, что Золушку сыграла не актриса, а девушка, далекая от актерской профессии. Успех спектакля был оглушительный, особенно у детской аудитории. После этого юному дарованию в лице Виктории Строй пришлось пересмотреть свою профессиональную ориентацию. Теперь она достаточно известна в актерских кругах и постоянно работает в театре “Браво”.
Репертуар “Сузір’я” впечатляет разнообразием авторов, стилей, жанров. Что является основополагающим в его составлении?
За эти годы сложился определенный стиль, если хотите, биополе театра. Кого-то оно привлекает, а кого-то отталкивает. Репертуарная афиша насыщена спектаклями, которые исследуют многогранную жизнь человеческого духа, в котором господствуют любовь, красота, доброта. Мы стараемся избегать любых проявлений жестокости и цинизма. Ведь таинство, которое происходит на сцене, должно давать положительный заряд каждому зрителю. И тогда он уверует в силу и магнетизм театрального искусства.
Многочисленные призы и награды фестивалей, в том числе и международных, свидетельствуют о признании творческих достижений “Сузір’я”.
Да, из их числа можно создавать большой музей. Мы объездили 25 стран. Возможно, вскоре на одном из форумов мы покажем спектакль “Оскар-богу”, где поднимается проблема волонтерства. В нашей стране, к сожалению, нет этого института и традиций. А без эмоционального посыла достичь желаемого невозможно. Театр должен реагировать на все. Говорят, что трудно жить в эпоху перемен. А театр указывает на то, что эта эпоха уже наступила и другой не будет. Украинский театр – самодостаточный, интересный и глубоко индивидуальный. Его отличительная черта – человеческое начало, работа души. Мы постепенно выходим из тени советского театра, в которой еще воспринимается в мире, и интегрируемся в мировой театральный процесс.
Сейчас почти все театры имеют малые сцены, а “Сузір’я” отличилось своей микросценой, наверное, самой маленькой в мире?
Микросцену мы открыли в помещении бывшего подвала. Зрительный зал сначала вмещал 21 место, а теперь – 35. Это уже достижение. Тут проходят чтения драматургии, и почти каждую неделю – премьеры. Это помещение облюбовали молодые режиссеры и драматурги, и конечно же, преобладает молодежная аудитория. Именно здесь происходит открытие новых имен, пьес, и через край брызжет молодая, задорная энергия.
Мастерская театрального искусства “Сузір’я” начинается не с вешалки, как принято считать в каждом театре, а с входной двери – старинной и массивной. На мемориальной доске фасада здания указан год постройки – 1908. А владельцем этого и двух других соседних зданий (усадьбы доходных домов) был Леонид Петрович Родзянко – двоюродный брат главы Государственной Думы Российской империи. Здесь, в помещении нынешнего “Сузір’я”, был клуб любителей верховой езды с элементами камерного театра. Реставраторам пришлось хорошо потрудиться, чтобы сохранить до наших дней интерьер и богатое убранство помещения, созданного в стиле модерн начала ХХ века. С вестибюля, маленького, уютного и вместе с тем роскошного, и начинается путь в сказку, или, точнее, в храм искусства. Старинный интерьер, богатая лепка, изысканные барельефы, огромные зеркала в золотых рамках, сохранившиеся камины и даже стилизованная под старину мебель – все это создает неповторимую атмосферу. И теперь тут стало доброй традицией перед началом спектаклей приглашать зрителей в музыкальные гостиные, где они с удовольствием отдыхают под звуки рояля и слушают историю старинного помещения. Как правило, в главном зрительном зале “Сузір’я”, который вмещает около 100 мест, всегда аншлаги. Часто, чтобы сдружить классы, спектакли заблаговременно закупают школы. Камерная и одновременно респектабельная обстановка привлекает и участников корпоративных вечеринок. Кто же не хочет испытать прелесть машины времени? А что уж говорить о киношниках, которые облюбовали это помещение для многочисленных киносъемок.
Положительная энергетика предков, обитающих на столичном Ярославовом Валу 14-б, безусловно, передалась по наследству. А покровительница театра Мельпомена лишь способствовала тому, чтобы вдохнуть в старинное здание новую жизнь, наполненную красотой, духовностью и верой в завтрашний день.

Наші партнери